Продолжим краткие краеведческие статьи в рамках проекта «Личность в истории народного образования в Сунском районе».
Приведем некоторые сведения по развитию народного образования в наших селах, после революции 1917 года и до Великой Отечественной войны.
Напомним, что в 1913 году был поставлен вопрос о всеобщем начальном обучении в России. В этом году Министерством народного просвещения было отпущено денежное пособие на введение всеобщего начального обучения на территории Нолинского уезда. Школы, вошедшие в школьную сеть, имели право на дополнительное содержание, так как в них увеличивалось число учащихся. В школьную сеть вошли следующие церковно-приходские школы Сунской земли: Верхосунская, Большеперелазская, Коркинская, Выводнянская, Лопатчихинская, Курчумская, Каширская, Плельская, Сунская, Смыковская.
Прошли первые послереволюционные годы, годы войн и разрухи. Началось укрепление новой власти.
В 1924 году было проведено укрупнение Сунской волости и сюда вошли 4 волости:
Семериковская – 59 населенных пунктов.
Екатерининская – 59 населенных пунктов.
Дворищенская – 48 населенных пунктов.
Верхосунская – 109 населенных пунктов.
В это время Сунская укрепленная волость стала объединять 18 сельских советов, в них – 338 населенных пунктов, 38 начальных школ.
В 1926 году вновь построены 2 типовые деревянные школы в деревне Четверики и Мурино.
В августе 1929 года проходило районирование, и был создан Сунской район, в который вошли дополнительно, к существующим: Татауровская укрепленная волость с 11 сельскими советами, 12 школами, в том числе одной районной колхозной школой и примерно 110 населенных пунктов.
Сведения о количестве неграмотных и малограмотных в 1929 году – Сунской район: неграмотных – 6837, малограмотных – 4221, изб-читален – 7, школ 1 ступени – 40.
Сунская школа являлась школой второй ступени. В 1934 году школа становится средней. В то время школа располагалась в нескольких зданиях. Позднее начальную школу перевели в здание на территории колхоза «Большевик». В годы ВОВ в том, деревянном здании находился детский дом для детей, эвакуированных из блокадного Ленинграда. Первым директором детского дома был И.П. Метелев, с ним работали и учителя средней школы – В.А. Ветошкина, Г.Я. Данькова, О.В. и Е.В. Таловы, З.П. Телицына.
Первый выпуск в Сунской средней школе был сделан в 1937 году. С 1932 года в Сунской школе работала Култышева Августа Васильевна, много лет отработала её директором. О ней и о многих учителях Сунской «красной» школы будет более подробный рассказ в дальнейших публикациях проекта «Личность…».
Приведем краткие выдержки из публикаций районной газеты о других школах.
Школа в Нестино была начальной, а семилетка – в Плелом. Перед войной, в 1939 году, построили семилетку и в с. Нестино.
Обязательным было начальное образование. В 1935 году в школе насчитывалось более 200 человек. В первом классе училось 42 человека. В то время начальные классы существовали в д. Копырята, д. Морозы.
Зимой учились в две смены в старой школе, так как лишние классы нечем было отапливать. Директором школы в 1943 году была назначена Татьяна Арсентьевна Широких. Позднее она работала в Кырчанах и Сунской средней школе.
В 1939-1940 годах в Нестинской школе было 14 классов – комплектов. В них училось 480 учеников. Пионерская организация насчитывала 250 пионеров. Старшей пионервожатой школы была Ксения Ивановна Ермакова. Директором школы в годы войны был Андрей Дмитриевич Мамаев.
«Из истории Нестинской школы. 1935-1940 годы». По рассказам Г.М. Подшиваловой. Газета «Родной край» 5 июня 2008 года
Развитие народного образования в деревне Мурино приходится на начало 20 века, – говорит директор Муринской средней школы, заслуженный учитель школы РФ Валентина Ивановна Нохрина.
В далекую пору начала 20 века, первыми начали учительствовать в Мурино Антонина Евгеньевна и Надежда Александровна Лопатины. Несколько позже к зданию школы, когда открылся дополнительно четвертый класс, произвели перестройку. В 1926 году классы перевели в дома Петра Ивановича Городилова и Михаила Ивановича Мурина.
В 1930 году появилось новое типовое здание школы. В 1940 году в Мурино открылся 5 класс с последующим обучением его до седьмого, выпускного класса. Директором работал Иван Семенович Клековкин до 1942 года. В начале организаций семилетней, а затем восьмилетней школы условия для занятий оставались нелегкими: отсутствовал электрический свет, недоставало топлива, мебели, учебных пособий.
«Так в Мурино зарождалось образование» В. Изместьев. Газета «Родной край» 22 августа 2000 год
С 1932 года Плельская школа колхозной молодежи была преобразована в семилетнюю школу, которая размещалась в зданиях бывшего волостного правления.
«Об истории села Плелое. Из архивных материалов». Газета «Родной край» 19 февраля 1994 года
В 1910 году в Верхосунье открыто двухклассное министерское училище, которое считалось лучшим в Нолинском уезде. Но мало детей крестьян училось в этом училище, большинство кончало только два-три класса Земской начальной школы.С 1918-1919 учебного года в с. Верхосунье работала школа первой ступени, четыре класса.
В 1931 году Верхосунская школа была преобразована в Верхосунскую школу колхозной молодежи, обучение было 7 лет. Школа размещалась в здании земской школы, в бывших домах торгового человека Лоскутова и батюшки Дмитрия.
В 1937 году под школу приспособили здание бывшей Казанско-Богородицкой церкви с. Верхосунья, которая была закрыта в 1932 году. Там разместили 3 класса. В здании еще были каменные полы и своды.
В 1940 году открывается 8 класс, школа получает статус средней. В 1943 году был первый выпуск десятиклассников – 10 девушек и 1 юноша.
С 1945 года школа – семилетка. И только в сентябре 1949 снова открывается 8 класс. Школа опять средняя. Обучение в старших классах было платным. За год нужно было заплатить 300 рублей.
Краснопольская школа начала действовать с 20-х годов XX века, но занимались по домам, т.е. каждый класс был у кого-нибудь дома. Всего было 4 класса. Учителя были приезжие и долго не задерживались, проработав 2-3 года уезжали. В классах ребят было не много. Работали такие учителя: Бурова Клавдия Ивановна, Круглова Мария Степановна, Ложкина Валентина Ивановна, Бобошина Нина Михайловна.
В 1932 году была построена Краснопольская начальная школа. В школе было четыре класса, в классах количество учеников доходило до 90 человек, классы были переполнены. В новой школе работали учителя: Домрачева Александра Петровна, Наумова Зоя, Плотова Раиса Алексеевна, Краева Елизавета Михайловна, Плошкина Парасковья Ивановна.
С 1918 по 1919 учебные годы в с. Курчум работала школа первой ступени, 4 класса. В 1931 году Курчумская школа первой ступени преобразована в Курчумскую школу колхозной молодежи. Она существовала до 1934 года, обучение было 7 лет.
С 1934 по 1939 годы – Курчумская неполная средняя школа (семилетнее обучение).
С 1939 по 1944 годы – Курчумская средняя школа.
В 1944 году преобразована в семилетнюю школу.

Фото 1 – Начальная школа в селе Курчум, 40-е годы (из фонда Сунского музея)
Так рассказали о своей наставнице курчумские педагоги. И можно, справедливо сказать, что эта женщина стала Личностью в истории народного образования в Сунском районе.Барташек Анна Ивановна
Родилась 28 августа 1909 г. в Нолинске в семье рабочих. В семье росло 4 дочерей. Аня была самой старшей. Когда прошла революция, она пошла в 1 класс церковно-приходской школы. Там главным предметом был закон божий, учил его священник, а учительницей была дочь священника. После Октябрьской революции началась гражданская война, и Ане запомнилось, что городок часто переходил из рук в руки – от белых к красным и наоборот. Запомнился мятеж белогвардейцев во время наступления Колчака.
Когда прочно установилась советская власть, церковно-приходское училище реорганизовали в школу 2 ступени (9 классов), которую она и окончила. Вступила в комсомол 19-ти лет, была направлена РК комсомола на курсы детясельных работников в том же Нолинске. По окончании курсов Аня получила назначение в Суну в д. Каширцы воспитателем, где и работала все весенне-летний период. Затем в Нолинске и в д. Обухово работала по ликвидации безграмотности. Здесь молодая комсомолка сделала 3 выпуска, а потом стала постоянно работать учителем начальных классов. Работа была трудной, ведь учились неграмотные: и молодежь, и пожилые женщины, и бородатые старики. У народа было яркое желание учиться, собирать и звать их не надо было, они сами собирались аккуратно по вечерам, писали белыми камешками по черному противню. И когда по окончании курсов таким пожилым вручали документ об окончании курсов ликбеза, люди плакали от радости. В 1928, Аню комсомол командировал в Бельский район заведующей детскими яслями при коммуне «Новый путь». Почти 2 года работала молодая комсомолка – не было хороших зданий, медобслуживания (врачей не было, дети болели и иногда умирали), плохо было с питанием – трудностей хватало. Немало пришлось поработать, и если при этой коммуне стали образцовыми, и нянями стали работать не дряхлые старушки, а молодые женщины. Особенностью детских ясель в деревне было то, что они были круглосуточными, ведь родители работали с восхода солнца, до глубокой ночи и по субботам воспитательницам и няням приходилось всех детей нести и мыть в деревенской бане; а по вечерам – начиналась коллективизация – ходили по деревням и агитировали вступать в колхозы. Ходили через леса, не по одному, а вооруженной группой, т.к. без оружия ходить было опасно, активистов убивали, враги сжигали мельницы. Поэтому по праздникам комсомольцы бдительно охраняли хозяйство коммуны. В соседнем сельсовете врагами были убиты 2 председателя сельского совета.
Энергичную, боевую комсомолку, лучшую воспитательницу коммунарских ясель в 1928 году направляют делегаткой на Всесоюзный съезд по охране материнства и детства в Москву. Там Анна Ивановна видела и слышала выступления наркома здравоохранения Т. Семашко, Н.К. Крупской, гостем съезда был А.М. Горький. И в память об этом событии в семейном альбоме Анны Ивановны хранилась фотография группового снимка, где юная комсомолка Аня сидит рядом с Горьким.
Затем от РК комсомола Анну Ивановну направляют 4-месячные курсы в Нолинск, после окончания их она пошла работать заведующей в Верхобельскую начальную школу (1932 г.). Работать стало намного легче, колхозы были везде созданы, но много проводили агитационной работы среди населения и часто ставили спектакли для народа, концерты. Молодежь очень активно участвовала.
В 1934 году РК комсомола направляет активную, энергичную комсомолку Аню Барташек в пединститут на курсы историков в г. Киров. После чего учительница была назначена историком в Бельскую школу, а муж Генрих Иосифович Барташек – агроном в Бельском МТС. Там преподавала в 5-7 классах до 1942 года. В 42 году мужа перевели в Талицу заведующим земельным отделом, Анну Ивановну – историком в Талицкую среднюю школу. В 1943 году Анна Ивановна вступила в члены КПСС. В 1945 году приехали супруги Барташек в село Курчум. Здесь она работала в школе до ухода на пенсию.
Пожалуй, редко кто так, как Анна Ивановна всецело, всей душой отдавался активной общественной работе. Десятки лет она работала пропагандистом в колхозе, а потом совхозе «Курчумский», более 10 лет возглавляла товарищеский суд в с. Курчум.
С огромным энтузиазмом участвовала Анна Ивановна все годы в художественной самодеятельности. Ее красивый сильный голос украшал сельский хор, в постановках на сельской сцене, часто играла комические роли очень темпераментная Анна Ивановна. И в школе самые трудные подростки в руководимом ею драматическом кружке становились неузнаваемыми – талантливыми юными актерами.
Много сил, энергии, души отдала Анна Ивановна школьному саду, который был украшением с. Курчум. И в школе, и в саду было море цветов, да и ее цветник у дома был самым лучшим в селе.
Нелегкую жизнь прожила Анна Ивановна: семь лет болел муж, рано умер, и поселилась в ее сердце незаживающая рана одиночества, но не замкнулась в своем горе молодая женщина, всегда – с людьми и детьми, с головой ушла в работу, и это помогло перенести тяжелую утрату.
Анна Ивановна за успехи в воспитании и обучении детей награждена 17 Почетными грамотами, за активную общественную работу – восемью Почетными грамотами, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Фото 2 – Учителя Курчумской школы. А.И. Барташек в середине первого ряда (из фонда Сунского музея)

Фото 3 – Учителя на августовском педсовете в Суне 1975 г. (фрагмент). А.И. Барташек сидит, справа (из фонда Сунского музея)