В марте этого года исполнилось 155 лет со дня открытия мужской земской школы в селе Ошеть. Преподавателем в ней был священник Михаил Васнецов. Это был период активного развития народного образования в России.

Фото 1 – Мужская школа (училище) в селе Ошеть. Открыта в марте 1868 года
Сунский музей начинает краеведческий проект «Личность в истории развития народного образования в Сунском районе», посвященный Году педагога и наставника. Будем рассказывать об истории образования в районе, собирать и публиковать материалы об известных учителях нашего района.
Сегодня начнём с публикации краткой исторической справки об истории дореволюционного народного образования на территории Сунского района. Вниманию любознательных мы представляем выдержки из краеведческого исследования.
Развитие народного образования было поставлено под контроль государства с 1802 года. Именно в этот год при императоре Александре Ⅰ в России было создано отдельное министерство народного просвещения. Школы Вятской губернии были включены в состав Казанского учебного округа. В губернии надлежало открыть учебные заведения трёх типов: приходские училища с одногодичным сроком обучения, уездные училища с двухгодичным сроком обучения и четырёхлетние гимназии.
Так, первое на территории современного Сунского района училище для первоначального обучения крестьянских детей обоего пoла, открытое в селе Ошетском 13 марта 1838 года, существовало за счёт приходской церкви. Священнослужители в то время являлись наиболее активными просветителями народа, какими и были священники династии Васнецовых, проживающей в этом селе.
А первые начальные школы, содержащиеся за счет государства, были открыты лишь в 1843 году – через 41 год после образования Министерства народного просвещения. Ими стали училища для мальчиков, открытые в селе Курчум, в селе Сунском и Верхосунском. В 1843 году в Курчумском училище было 30 учащихся, один учитель и два его помощника; в Сунском – 106 учащихся, один учитель и два помощника; в Верхосунском – 118 учащихся, два учителя и четыре помощника.
Здесь мы встречаем первые имена учителей, оставивших свои след в истории развития народного образования в Сунском районе.
В 1884-85 учебном году в Сунском мужском училище получали образование уже 126 мальчиков, из них 26 – в старшем отделении, 43 – в среднем и 57 – в младшем. Законоучителем в указанном году был священник Александр Вифанский, преподающий первый год, учителем – Михаил Блинов, которому помогали Татьяна Кочергина и Клавдия Погудина.
В 1847 году в селе Суна одним из первых в Вятской губернии было открыто отдельное приходское училище для девочек. В 1868 году в нем обучалось 32 ученицы, а Закон Божий преподавал священник Николай Попов, вступивший в эту должность в 1865 году. В этом году Закон Божий преподавал протоиерей Сунской церкви Виктор Васильевич Ардашев, учительницей была Матрона Скрябина, а помогала ей Мария Скрябина. Учительница и её помощница окончили курсы в Нолинской прогимназии. Прогимназией называлось четырехклассное учебное заведение, соответствовавшее по учебному курсу четырем младшим класса гимназии.

Фото 2 – Свидетельство об окончании Сунского начального училища, 1902 год
Школьная реформа Александра Ⅱ на территории современного Сунского района прошла вполне успешно. За период реформы было открыто 7 школ: 5 земских, 1 церковно-приходская и 1 частная. В 90-х годах XIX века на территории современного Сунского района было открыто 4 церковно-приходских школы и одно земское училище. Всего в XIX – начале XX века на территории современного Сунского района было открыто 29 различных школ, из них 17 церковно-приходских, 11 земских (государственных) и 1 частная.
Церковь открыла самое большое число школ на Сунской земле. Если сравнивать школы по половому составу учащихся, то было открыто 6 мужских школ, 4 женских и 19 смешанных.
Детей обучали чаще всего женщины, окончившие в большинстве своем Нолинскую прогимназию или епархиальное училище. Закон Божий в школах преподавали только мужчины-священники.
В целом на Сунской земле качество обучения было на достаточно высоком уровне, о чём свидетельствует награждение Анны Зубаревой книгой «Библия» и тот факт, что Курчумская школа была лучшей в Нолинском уезде по успехам в области арифметики и счетоводства.
Крестьяне на Сунской земле могли обучаться не только в школах. В конце XIX – начале XX века при школах и церквях проводились народные чтения и собеседования, а также существовали библиотеки-читальни. При школах учащиеся могли получить также какую-либо профессию: в некоторых школах ученики обучались переплетному ремеслу, а ученицы – рукоделию. Таким образом, по начальному народному образованию на территории современного Сунского района в XIX – начале XX века можно сделать вывод, что оно находилось на среднем уровне.
А в 1913 году был поставлен вопрос о всеобщем начальном обучении в России, а Министерством народного просвещения было отпущено пособие на введение всеобщего начального обучения на территории Нолинского уезда. Школы, вошедшие в школьную сеть, имели право на дополнительное содержание, так как в них увеличивалось число учащихся. В школьную сеть вошли следующие церковно-приходские школы Сунской земли: Верхосунская, Большеперелазская, Коркинская, Выводнянская, Лопатчихинская, Курчумская, Каширская, Плельская, Сунская и Смыковская.

В следующих публикациях мы продолжим историю их развития в 20 веке, в советские годы. В рамках проекта «Личность в истории развития народного образования в Сунском районе» мы хотим найти и опубликовать как можно больше сведений о школах района и учителях.