Продолжение обзорной заочной экскурсии по выставке «Палестина в наших сердцах».
Большая религиозность, почитание христианских святынь в Палестине, стремление совершить паломничество к Храму Гроба Господня в Иерусалиме и храму Рождества в Вифлееме со временем стала частью национального характера россиян. Естественно, особая духовная привязанность к Иерусалиму, Вифлеему, реке Иордан и другим памятным местам Палестины стали излюбленными темами русских былин, произведений российских литераторов и художников.
Борис Пастернак (1890-1960) в заключительной главе романа «Доктор Живаго» вставил стихотворение «Гефсиманский сад» – о последней прощальной встрече Иисуса Христа со своими учениками.
«Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты» – такие слова произносит Иисус Христос. Участников «Тайной вечери» в Гефсиманском саду Пастернак, как и авторы духовных стихов и «хождений» в Святую землю, связал с реальностью своего времени, сравнив их с рекой и баржами речного каравана.
Несомненно, отражение библейских и евангелистских сюжетов мы можем увидеть в картинах этой выставки.
Князь Петр Вяземский (1792-1878 гг.), один из поэтов пушкинского круга, вместе с женой совершил паломническую поездку в Иерусалим в апреле-мае 1851 года. В 1849 году трагически погибла его старшая дочь (ещё четверо детей умерли в младенчестве), и поэтому русский аристократ уже в зрелом возрасте едет в Иерусалим, чтобы облегчить свою душу молитвами у Гроба Господня. Итогом этой поездки стало несколько ярких стихотворений, среди которых выделяется стихотворение «Палестина» (1858 г.). Оно пересыпано яркими зарисовками палестинских пейзажей и жителей, с которыми поэт встречается.
И мы предложили посетителям найти созвучье образов этих стихов и картин.
П. Вяземский Палестина
Свод безоблачно синий
Иудейских небес,
Беспредельность пустыни,
Одиноких древес.
Пальмы, маслины скудной
Бесприютная тень,
Позолотою чудной
Ярко блещущий день...
Вот, бурнусом обвитый,
На верблюде верхом
Бедуин сановитый,
Знойно-смуглый лицом...
Помянув Магомета,
Всадник, встретясь с тобой,
К сердцу знаком привета
Прикоснется рукой.
Полдень жаркий пылает,
Воздух – словно огонь;
Путник жаждой сгорает
И томящийся конь.
У гробницы с чалмою
Кто-то вырыл родник;
Путник жадной душою
К хладной влаге приник.
Благодетель смиренный!
Он тебя от души
Помянул, освеженный
В опаленной глуши.
Вот под сенью палаток
Быт пустынных племен:
Женский склад – отпечаток
Первобытных времен.
Вот библейского века
Верный сколок: точь-в-точь
Молодая Ревекка,
Вафуилова дочь.
Голубой пеленою
Стан красивый сокрыт,
Взор, восточной звездою,
Под ресницей блестит.
Величаво, спокойно
Дева сходит к ключу;
Водонос держит стройно,
Прижимая к плечу.
В поле кактус иглистый
Распускает свой цвет.
В дальней тьме – каменистый
Аравийский хребет.
На вершинах суровых
Гаснет день средь зыбей,
То златых, то лиловых,
То зеленых огней.
Чудно блещут картины
Ярких красок игрой.
Светлый край Палестины!
Упоенный тобой,
Пред рассветом, пустыней,
Я несусь на коне
Богомольцем к святыне,
С детства родственной мне.
Край святой Палестины,
Край чудес искони!
Горы, дебри, равнины,
Дни и ночи твои,
Внешний мир, мир подспудный,
Все, что было, что есть –
Все поэзии чудной
Благодатная весть!
Фото 1 – «Древний город Каптернаум» О. Орлова

Фото 2 – «Палестина. История и цвет» Л. Солнечная

Фото 3 – «Голубка» Раед Катанани

Фото 4 – «Иерусалим» Saleh
© Экскурсовод Г.Н. Яговкина