Вернуться к русскому языку Translate into English Ins Deutsche bersetzen
Версия для слабовидящих
Поиск
612450, Кировская область, Сунский район, п. Суна, ул. Советская, д. 31 (2-ой этаж)

8 (83369) 3-00-19

Наш адрес/Контактный номер

Пн-Пт: с 8:00 до 17:00 ч.
Сб,Вс – выходные
Обед: с 12:00 до 13:00 ч.

График работы

Палестина в наших сердцах

Открытие состоялось!
Благодарим от всей души организаторов, кураторов и художников!
Выставка «Палестина в наших сердцах» для нашего музея и нашего района это действительно, очень значимое событие, потому что серии выставок с успехом прошли на нескольких десятках российских и 10-ти зарубежных выставочных площадках. Передвижные художественные выставки позволяют сельским жителям увидеть подлинные произведения искусства. Особенно важно, что результатом выставок стали уже 35 выставок детских рисунков «Я рисую Палестину, я рисую Донбасс», с девизом: «Народы разные, мечта одна – мир!».




Учащиеся художественных отделений ДЮЦ и ДШИ, побывавшие на открытии выставки, пообщались с художницами. Несомненно, что дети станут участниками этого уникального проекта.
Работники музея пообещали кураторам изучить и познакомить наших жителей с образами, выраженными в картинах художников.
Выполняя своё обещание здесь предлагаем небольшой обзор выставки.

Как же появилась Палестина в сердцах россиян?
Русская культура неотделима от православия, её связывают со Святой землей незримые духовные узы, принятие христианства на Руси оказало определяющее влияние на формирование российской цивилизации. В русской душе и русской картине мира Иерусалим занял важное сакральное место, а Храм Гроба Господня считается литургическим центром православия, «пупом Земли».
По словам Василия Хитрово, помощника вице-президента Императорского Православного Палестинского Общества (1882 г.) и вдохновителя работы наших предков в Палестине: «Паломнические хождения имеют на русский народ огромное влияние со времен святого Феодосия Печерского. Странники из Иерусалима, расходясь по возвращении в Россию до отдаленнейших ее окраин, они желанные гости в любой крестьянской избе, где стар и млад заслушиваются их рассказов».
К первым авторским литературным произведениям об Иерусалиме можно отнести описание «хождений» во Святую землю.
Так, в «Хождении» игумена Даниила, именующего себя «худшим из всех монахов, смиренным, одержимым многими грехами», подробно говорится о пути в Иерусалим, о Храме Гроба Господня, «о месте средины земли, где был распят Христос», о жертвеннике Авраама, о Гефсимании, о месте погребения Богородицы.
«Пусть все читающие с верой и любовью это описание Гроба Господня и всех святых мест примут мзду от Бога равно с ходившими в святые места. Блаженны те, кто видел и веровал, трижды блаженны те, кто не видел, но уверовал».
В XIX веке поездка в Иерусалим и Палестину занимала уже не полтора года, а всего две недели. От того тема Святой земли в русской литературе стала более свободной, говорящей о живом восприятии библейских событий и палестинских пейзажей. Закрепил такой подход в литературе Андрей Муравьев – известный литератор и поэт. Литературно-художественная интерпретация библейских сюжетов и исторических фактов, связанных со Святой землей, постепенно становится обычным явлением в литературной среде и художественной среде Санкт-Петербурга и Москвы.
Именно с именем Муравьёва связано самое известное и любимое хрестоматийное стихотворение Лермонтова о Палестине.

Скажи мне, ветка Палестины,
Где ты росла, где ты цвела?
Каких холмов, какой долины
Ты украшением была.
У вод ли чистых Иордана
Востока луч тебя ласкал,
Ночной ли ветр в горах Ливана

Тебя сердито колыхал?..

– На каких картинах этой выставки мы видим ветвь оливы, как символ Палестины? – спросила я зрителей.

И взоры сразу обратились к нескольким картинам с ярко выраженным символическим сюжетом.
На картине Раеда Катанани женщина с ростком оливы на фоне Иерусалима нам раскрывает много смыслов: И то, что женщина, дарительница и хранитель жизни и семейного очага, и то, что она растит веточку, символизирующую мир и плодородие. Так же прекрасны и символичны другие картины этого художника.

«Настойчивость» называется картина другого художника, на которой маленький росток оливы пробивается из ветхого обломка старого дерева. И это в выжженной пустыне, под палящим солнцем. Такие жизнеутверждающие образы отразил в своих картинах Сулайман Мансур.

Как символ продолжения жизни передает веточку оливы мать своей дочери на картине нашей землячки Ольги Гуриной /г. Кирово-Чепецк/ – «Преемственность поколений».

Среди прозаиков, писавших об Иерусалиме и Палестине, прежде всего следует упомянуть Авраама Норова (1795-1869), выдающегося политического деятеля, литератора, историка и библиографа. Норов дважды побывал в Палестине – в 1834-1836 годах и в 1860 году. Итогом первой поездки стала книга «Путешествие по Святой земле» в 1835 году.
Его заметки точны и окрашены сильными эмоциональными чувствами, которые испытывает человек при виде христианских памятников Святой земли, о которой он читал, писал, которую мечтал посетить. «Я поднимался на высоту – вдруг предстал Иерусалим! Я кинул поводья лошади и бросился на землю с сладкими слезами. Я узнал гору Элеонскую по её священным маслинам; вздохи стесняли грудь мою... Сын далекого севера, я не менее того вступил в Иерусалим, как в свою родину, близкую сердцу моему».
Мы можем представить эти слова, глядя на картины «Иерусалим» /художники Талеб Двейк и Сулайман Мансур/.
Заочную экскурсию по этой выставке я продолжу в следующей публикации.
Но посетить и посмотреть выставку в музее мы приглашаем односельчан в любой день!
Спешите стать участником движения за мир.
В рамках открытия все участники оставили своё послание за мир на «Скатерти мира».



© Экскурсовод Г.Н. Яговкина