Вернуться к русскому языку Translate into English Ins Deutsche bersetzen
Версия для слабовидящих
Поиск
612450, Кировская область, Сунский район, п. Суна, ул. Советская, д. 31 (2-ой этаж)

8 (83369) 3-00-19

Наш адрес/Контактный номер

Пн-Пт: с 8:00 до 17:00 ч.
Сб,Вс – выходные
Обед: с 12:00 до 13:00 ч.

График работы

Учитель – Фалалеев Сергей Сергеевич

К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность.
Д.И. Менделеев

1962 году областная газета писала о молодом парне, комсомольце Сергее Фалалееве, который отлично потрудился летом, после 9 класса перед началом своего последнего школьного года. Работал самостоятельно на тракторе ДТ-20 и льнотеребилке ТЛИ-15. Вместо сезонной нормы – 40 гектаров он вытеребил – 120 гектаров льна. А до этого три года работал сцепщиком на тракторе.
Сергей Сергеевич Фалалеев в 1967 году окончил физико-математический институт им. Ленина, по распределению, и вместе с семьей был направлен на работу в Сунскую среднюю школу учителем физики.
С 1973 по 1978 гг. он был директором школы.

 

За высокие результаты в обучении и воспитании учащихся, за творческое отношение к педагогическому труду Сергей Сергеевич был награжден знаками: «Отличник народного просвещения», «Отличник просвещения СССР».
Дважды удостаивался гранта Д. Сороса. В 1970 г. награжден медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». Ветеран труда. Педагогический стаж составляет 35 лет.

Учитель

«Через тернии – к звёздам!»

Фалалеев С.С. был учителем высшей категории. Сергей Сергеевич всего себя отдавал работе, ученики любили его уроки. Это был Учитель с большой буквы. На базе кабинета физики всегда проводилась интересная факультативная внеклассная работа. Многие его ученики, увлеченные физикой,  принимали участие и побеждали в школьных олимпиадах.
В школьных альбомах сохранились раскладушки со школьной олимпиады по физике 1977 г., где задания для  учеников 7-10 классов и результатов олимпиады.


Многие его ученики стали инженерами, в том числе, военными, врачами, учителями, техниками и, конечно, хорошими механизаторами.
Около тридцати лет Сергей Сергеевич руководил районным методическим объединением учителей физики, делясь богатым опытом с коллегами. На протяжении последних лет своей жизни, принимал активное участие в работе областной творческой лаборатории учителей физики. Его хорошо знали в областном управлении образования. Фалалеев опубликовал ряд научных статей в центральных и областных изданиях.
В 1978 г. он ушел с поста директора школы.
Он сам рассказал, что его заставило уйти.

«Построили мы тогда спортзал, смонтировали отопление в школе. Добились реконструкции котельной Районного дома культуры потому что от нее должна была отапливаться и школа. Привезли туда насосный котел, сделали теплотрассу. Все было готово, чтобы сменить наконец-то допотопные печи в школе, но не захотел отдел культуры топить школу, и ничего мы сделать не смогли.
И никто нас не защитил, ни райком, ни райисполком. 58 тысяч было угрохано впустую. Сердце какого человека выдержит такое безобразие?!
И пришлось мне не школой заниматься, а надолго в больницу лечь…».

Он всегда имел активную жизненную позицию. Неоднократно избирался депутатом районного совета, районной Думы, возглавлял депутатскую комиссию.

Статья в газете «Родной край» от 21 января 1998 г.


Рядом с ним всегда трудилась его жена – Галина Дмитриевна, учитель математики.
Галина Дмитриевна всегда была аккуратна, строго со вкусом одета, придерживаясь классического стиля. Рассказывала Анастасия Павловна Суслова, что Галина Дмитриевна, когда шла на урок, обязательно подходила к зеркалу в учительской. Она была строга и в то же время тактична в отношениях с коллегами и учениками.
Рассказ о ней сохранился в школьном альбоме за 1984 г. Приведем его здесь.

Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.
А.С. Макаренко

«Двойке – нет! А тройка – серость!» этот девиз, часто повторял Сергей Сергеевич. Когда был директором школы, на линейках. Совсем завалившихся в двойках учеников журили на линейке. Конечно, это было стыдно, но я думаю, правильно.
Я училась у Сергея Сергеевича в 9-10 классах. Физика и астрономия. Физика была у меня запущена, просто потому, что я гуманитарий. Когда в моем дневнике начинал красоваться забор из знаменитых «колов» от «СС», Сергей Сергеевич бросал круг спасения: К следующему уроку выучишь параграф и напишешь письменную работу по теме. Тут собиралось все мужество и мозги, и тогда получалась благословенная тройка или даже четверка. Так этот мудрый педагог помогал сохранить человеческое достоинство!  Да, не больше и не меньше! Потому что, все остальные предметы, кроме химии, были в порядке. 
Любой успех самого среднего ученика Сергей Сергеевич отмечал и хвалил, поддерживая уверенность в своих силах и будущем успехе.
Приведу мой пример. По астрономии Сергей Сергеевич задал задание написать рефераты, предложив целый список тем. Я выбрала тему: «Есть ли жизнь на других планетах?». Это было обусловлено моей любовью к фантастике. Всю книжную полку «Фантастика» в детской библиотеке, я прочитала: Ефремов, Беляев, Герберт Уэллс… А еще тогда была прекрасная серия научно- популярной литературы «Эврика». И как раз была книга на тему внеземных цивилизаций. 
Реферат я написала величиной в целую тетрадь, и снабдила рисунками, перерисованными из этой книги.
Честно скажу, не ожидала такого успеха у такого строгого учителя. Он поставил мне «Отлично!», написав это в тетради. Хвалил на уроке перед классом и заставил сходить во время предметной недели по физике, в другие классы, чтобы прочитать этот реферат. Какой он придал мне авторитет! А ведь это еще и был мой первый опыт учительства! 
Спасибо, тебе, мудрый наставник.
Астрономия нас, конечно, увлекала. Тем более что Сергей Сергеевич часто встречал нас утром перед занятиями, на улице с телескопом. Восхитительные сеансы учебы! А на уроке так шуточно комментировал необходимость знать созвездия на небе: «Вот, гуляешь, ты,  Юра, с девочкой, и говоришь ей:  Вон смотри: « Это созвездие Стрельца, это – Лебедя, это – Дракона… Она задерет голову, тут ты её и поцелуешь!».
Класс весело и довольно, смеялся, и во многом, абсолютно точно, представляя эту ситуацию, а  потом, воплощая в жизнь, вспоминали эти слова на многих свиданиях уже взрослой жизни. 
Почему многие ребята старательно готовятся к уроку физики, из поголовной к ней любви или из-за Вашей строгости? – спросила Сергея Сергеевича корреспондент в статье… 

«Да я строг, требователен, но не думаю, что готовятся ученики только из-за боязни получить плохую оценку. Конечно нельзя заставить всех полюбить то, что им природой не дано, но я прежде всего стараюсь пробудить в детях интерес к предмету, доказать что физика – основа основ современной техники. Я не устаю повторять, что можно, конечно, и трактор и машину кое-как освоить, но не зная физики, Кожемякиным не стать».

Здесь нужно внести пояснения: Кожемякин – это известный во всей Кировской области механизатор – Герой социалистического труда, и в то же время – рационализатор, изобретатель. 
Вот к каким примерам прибегал педагог, ориентируя в будущей трудовой жизни.
Когда в рамках предвыборной кампании Фалалеева спросили: Верите ли Вы что, что-то можете изменить, став депутатом?  Он ответил: «Если выбирать депутатов по внешности или по анкете, а не по делам, то ничего не измениться. Но молчать уже больше нельзя, пора действовать!».
И он действительно, очень активно и принципиально работал в комиссии по бюджету.
Я помню, когда я, работая заведующей отделом по делам молодежи, выступала на Думе, представляя Программу районной молодежной политики, просила об увеличении расходов на очередной год. На заседании комиссии, Сергей Сергеевич требовательно и дотошно выспросил о реализованных программах, о том, что планируется со школьниками и старшеклассниками, особенно,  в профориентационном  и патриотическом воспитании. И потом на думе выступил в поддержку, добившись увеличения расходов на эти программы. 
Так для меня, его ученицы, он стал наставником и соратником уже во взрослой жизни. Как и для многих сотен других учеников.

/Материалы из статьи «Молчать нельзя!» Г. Крестьянинова, некролог от 15.05.2003 г., «Родной край», воспоминания автора сборника/

Подготовила Г.Н. Яговкина, экскурсовод Сунского историко-краеведческого музея
2023 г.